Завершился Второй Международный Конгресс Ассоциации врачей авиационной медицины (АВАМ) «Актуальные вопросы авиационной медицины». По итогам обсуждений его участники обратятся к руководителям федеральных министерств и ведомств с рядом предложений.
Конгресс прошел с 31 октября по 3 ноября 2019 года в Москве в Raddisson Blu Hotel Moscow Sheremetyevo Airport. В числе мероприятий были секционные и пленарные дискуссии, семинары и круглые столы на тему безопасности полетов и здоровья авиапассажиров. 30 октября, накануне Конгресса, состоялось заседание Рабочей группы Исполнительного комитета СНГ по вопросам медицинского и санитарно-эпидемиологического обеспечения полетов воздушных судов гражданской авиации. Третий день Конгресса был выездным: мероприятия прошли на площадке Центральной клинической больницы гражданской авиации (ЦКБ ГА).
«Здесь была не только экскурсия по отделениям госпиталя для участников – зарубежных и российских коллег. На этой площадке прошло заседание рабочей группы по вопросам врачебно-летной экспертизы, речь шла о здоровье авиационного персонала», – рассказала вице-президент АВАМ Ольга Юрьевна Верба.
На заседании обсуждались такие вопросы как медицинское освидетельствование членов летных экипажей гражданской авиации в ЦВЛЭК ГА, организация деятельности врачебно-летных экспертных комиссий ГА, что делать, если у пилота коронарная болезнь сердца, врачебно-летная экспертиза при психических и нервных болезнях, при глазных болезнях, профессионально неблагоприятные отклонения личности, риск-ориентированный подход при проведении врачебно-летной экспертизы и другие.
В рамках Конгресса состоялся конкурс молодых ученых по авиационной медицине, в нем победил студент шестого курса факультета фундаментальной медицины МГУ им. М.В. Ломоносова Михаил Потиевский. В своей работе он изучил влияние ингаляции ксенон-кислородной смесью на биоэлектрическую активность головного мозга у пилотов. Победитель получил грант на участие в научной конференции ESAM в Париже в 2020 году.
Второй Международный Конгресс «Актуальные вопросы авиационной медицины» собрал более 200 участников из 19 стран, было заслушано 47 докладов, из них 13 на английском языке.
«Уверен, регулярное проведение таких мероприятий будет способствовать появлению новых подходов к управлению рисками, связанными с человеческим фактором, сохранению здоровья персонала и пассажиров, – подчеркнул в приветственной телеграмме к участникам Конгресса Министр транспорта России Евгений Иванович Дитрих. – В очередной раз Конгресс получил поддержку со стороны Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального агентства воздушного транспорта, ведущих профсоюзов авиационного персонала».
Руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) Александр Васильевич Нерадько считает, что «столь масштабное мероприятие в области авиационной медицины России внесет существенный вклад в ее развитие, позволит выработать эффективные и современные подходы медицинского и психологического обеспечения полетов, медицинского освидетельствования и врачебно-летной экспертизы персонала гражданской авиации, что, безусловно, будет способствовать снижению рисков, влияющих на безопасность полетов гражданских воздушных судов».
По итогам работы Конгресса была подготовлена резолюция участников. Как подчеркивается в обращении, Россия, являясь крупной авиационной державой, не имеет ни в одном полномочном органе в области гражданской авиации структурного подразделения, осуществляющего административные процедуры по организации медицинского освидетельствования авиационного персонала, а это противоречит международной практике. Участники Конгресса предлагают рассмотреть возможность создания такого подразделения в Росавиации.
В Росавиации нет и специалиста по человеческому фактору и авиационной психологии, авиамедики предлагают восполнить и этот пробел, т.к. по статистике в 85% случаев авиакатастрофы происходят по причине человеческого фактора. Секция авиационной психологии АВАМ займется разработкой требований к психологическому состоянию пилотов в виде дополнительной статьи в Авиационных правилах.
Также участники Конгресса обратятся к руководству Минтруда России и НИИ медицины труда с предложением скорректировать направления и задачи исследований, связанных с напряженностью труда пилотов, в сторону изучения механизмов и путей повышения работоспособности и разработать методические рекомендации по профилактике заболеваемости и снижения утомляемости пилотов.
Также решено обратиться в Министерство транспорта РФ с предложением разработать требования к состоянию здоровья, на основании которых определяется годность к летной работе, управлению воздушным движением и обучению, на основании международных стандартов и рекомендуемой практики ИКАО с учетом достижений современной клинической медицины в области диагностики и лечения заболеваний и Европейского опыта медицинской сертификации авиационного персонала гражданской авиации.
Еще одно предложение адресовано Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта России: провести работу с российскими авиакомпаниями по разработке и внедрению в практику эксплуатантов программу лояльности для часто летающих врачей «Врач на борту». Также будет обращение в Минтранс России по вопросу разработки программы внедрения телемедицинских технологий для оказания неотложной медпомощи на борту воздушного судна.
На Конгрессе обсуждался вопрос доверия между врачами и авиационным персоналом. Участники отмечали, что при медицинском освидетельствовании авиационный персонал часто скрывает сведения об имеющихся заболеваниях и принимаемых лекарствах. Решено разработать опросник авиационного персонала с учетом международного опыта, а также памятку по этике и деонтологии и налаживанию доверительных отношений.
На Конгрессе отмечалось, что сейчас появляются образовательные центры, которые обучают по специальности «Авиационная и космическая медицина» по программам, не соответствующим образовательным стандартам и международным требованиям. Было принято решение обратиться в Росавиацию с инициативой о проведении работы по определению образовательных организаций для подготовки врачей-экспертов ВЛЭК ГА и авиационных врачей для гражданской авиации и согласованию программ в соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО.
Кроме того, участники Конгресса одобрили работу Ассоциации врачей авиационной медицины (АВАМ) и предложили продолжить деятельность членов АВАМ в Рабочей группе по медицинскому и санитарно-эпидемиологическому обеспечению полетов членов исполкома СНГ, в секции авиационной психологии АВАМ, дальнейшее взаимодействие и сотрудничество АВАМ с Европейским и Американским сообществом аэрокосмической медицины, Институтом медико-биологических проблем РАН, ГосНИИ ГА.
СПИСОК ДОКЛАДОВ
[su_spoiler title=»Нажмите для просмотра списка докладов, а также просмотра тезисов и презентаций» open=»no» style=»fancy» icon=»plus-circle» anchor=»» class=»»]
1 день |
|||
1. |
Авиационная медицина гражданской авиации на современном этапе |
Колесникова Е.В.,
|
Презентация |
2. |
Ассоциация врачей авиационной медицины России: роль в развитии
|
Верба О.Ю.,
|
Презентация |
3. |
Кафедра авиационной и космической медицины РМАНПО Минздрава России: прошлое, настоящее, будущее |
Книга В.В., Заведующий Кафедрой авиационной и космической медицины РМАНПО Минздрава России, доктор медицинских наук, профессор
|
Презентация |
4. |
Проблема медицинского обеспечения деятельности гражданской авиации Российской Федерации и место ЦКБ Гражданской авиации в ее решении
|
Юровский А.Ю., Заведующий консультативной поликлиникой ЦКБ Гражданской авиации, кандидат медицинских наук |
Презентация |
5. |
Around the World in 23 days |
Dr Martin Hudson, MRCP (UK), FRCP Edin. Medical Adviser MyTravel AirWays
|
Презентация |
6. |
История развития авиационной медицины в Кыргызской Республике |
Токтоназарова А.А., Старший инспектор по авиационной медицине ОСАП АГА при МТ и ДКР
|
Презентация |
7. |
Состояние здоровья авиационного персонала гражданской авиации по результатам медицинского освидетельствования |
к.м.н. Б.Г. Потиевский, председатель центральной врачебно-летной экспертной комиссии ФБУ «Центральная клиническая больница гражданской авиации», доцент кафедры авиационной и космической медицины ФБГОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России
|
Презентация |
8. |
Профилактическая медицина, как инструмент управления медицинскими рисками для безопасности полетов |
Елена Катаман, директор исполнительного комитета ESAM, главный специалист службы авиационной медицины Авиационных властей
|
Презентация |
10. |
Перспективы совершенствования системы медицинского обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации в Республике Беларусь
|
Жадан А.А., директор ГУ «Медицинская служба гражданской авиации» Министерства здравоохранения Республики Беларусь |
Презентация |
11. |
Screening of Cardiovascular Risks in Asymptomatic Pilots |
Dr. Ries Simons, Consultant Aerospace Medicine
|
Презентация |
12. |
Экспертные решения при коморбидных заболеваниях. Клинические примеры
|
д.м. н. Бирюкбаева Г.Н., невролог ЦВЛЭК ЦКБ ГА |
Презентация |
13. |
Нагрузочное ЭКГ — тестирование в практике врачебно-летной экспертизы |
Дорофеев А.В., исполнительный директор АВАМ, врач-кардиолог ФБУ «Центральная клиническая больница гражданской авиации»
|
Презентация |
14. |
Оценка потенциала аппаратной коррекции уровня артериального давления
|
Бородина С.А., Российский университет дружбы народов |
Презентация |
15. |
Об актуальных вопросах гигиенического нормирования в авиационной медицине |
Бухтияров И.В., Директор ФГБУ «Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова», заведующий кафедрой медицины труда, авиационной, космической и водолазной медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, главный внештатный специалист профпатолог Минздрава России, д.м.н., профессор, член-корреспондент РАН
|
Презентация |
16. |
Факторы формирования нарушений здоровья у членов лётных экипажей гражданской авиации |
Симонова Н.И., д.м.н., профессор, директор департамента по науке КИОУТ, Аденинская Е.Е., к.м.н., руководитель научно-исследовательского центра профпатологии и гигиены труда гражданской авиации ЦКБ ГА
|
Презентация |
17. |
The impact of lack of physical activity in air traffic controllers |
Prim. Vlasta Brozicevic
|
Презентация |
19. |
Антидопинг в авиационном спорте |
Джеффри МакКарти, MD, США Президент комитета терапевтических исключений Международной федерации аэронавтики
|
Презентация |
20. |
Телемедицина в авиации |
Морозов М.Д., ФГУП ГосНИИ ГА
|
Презентация |
21. |
What we do not know about jet lag |
Prof. Eduard Missoni, M.D., PH.D. Head of lecture aviation medicine university of Zagreb, Croatia faculty of transport and traffic sciences
|
Презентация |
22. |
Air Travel and Passenger Health |
Ries Simons, consultant Aerospace Medicine
|
Презентация |
2 день |
|||
25. |
Проблема сертификации авиационных врачей и средних медицинских работников |
Джергения С.Л., к.б.н., доцент, ФГАОУ ВО Первый московский государственный медицинский университет им И.М. Сеченова
|
Презентация |
27. |
Актуальные вопросы подготовки врачей по авиационной и космической медицине в свете нового законодательства по науке и образованию
|
Крапивницкая Т.А., кафедра авиационной и космической медицины ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России |
Презентация |
29. |
Do we need harmonization of the aeromedical decisions? |
Olivier MANEN, MD, Prof.
|
Презентация |
30. |
Потенциал профессиональной надежности пилота (специалиста, руководителя) и роль психолога в его обеспечении
|
Козлов В.В., д.м.н., профессор |
Презентация |
31. |
The Psychological Assessment of Pilots during the routine annual examination |
Dr Martin Hudson, MBBS, MRCP (UK), FRCP Edin. Immediate Past President International Airline Medical Association (IAMA)
|
Презентация |
33. |
Peer Support – a Russian Initiative. How are we organized? What are our experiences?
|
Cpt. ret. Hans Rahmann
|
Презентация |
34. |
Mental well-being in aviation and the relevance of psychological assessment and support
|
Professor Robert Bor, Clinical & Aviation Psychologist |
Презентация |
35. |
Peer to Peer Support for Pilots: Time for a Holistic Approach |
Gunnar Steinhardt, Human Factors Manager, Cargolux
|
Презентация |
36. |
Низкий уровень психических функций у пилотов. Как фактор риска для безопасности полетов и способ его предотвращения |
Якимович Н.В., АО «Научно-исследовательская часть «МАТИ»
|
Презентация |
37. |
Человеческий фактор — профессиональная компетентность работника гражданской авиации |
Илларионова-Завалкина Т.В., руководитель рабочей группы экспертного совета по проблемам человеческого фактора в ГА
|
Презентация |
39. |
Снижение психических функции у пилотов старшего возраста и вопросы летного долголетия
|
Кузьмина О.Г.,психолог авиакомпании «Полярные Авиалинии» |
Презентация |
40. |
О факторе безопасности и психологической подготовленности (готовности) авиационных специалистов
|
Ревенко Н.Э., к.п.н., психолог
|
Презентация |
41. |
Разработка и внедрение системы управления рисками, связанными с утомлением |
Сурина Элеонора, к.т.н., директор департамента предотвращения АП и управления безопасностью полетов,
|
Презентация |
42. |
Инновационный подход к совместным тренировкам пилотов и авиадиспетчеров ГА: методология и практика внедрения
|
Алексеенко Мария, НИИЦ АКМ И ВЭ |
Презентация |
43. |
Психологическое сопровождение авиационных специалистов с гипертонической болезнью
|
Хондошко Е.В., медицинский психолог ВЛЭК |
Презентация |
44. |
Взаимосвязь избирательности внимания с индивидуально-типологическими особенностями диспетчеров авиапассажирских перевозок
|
Кочарян И.М., начальник психологического отдела ПАО «Аэрофлот» |
Презентация |
45. |
Тенденции, наблюдаемые у пилотов в сфере поведенческих установок и особенностей кратковременной памяти
|
Вяльчина Наталья, Ведущий психолог ПО ДНОП ПАО «Аэрофлот-Российские авиалинии» |
Презентация |
46. |
Компьютерный тест на «совмещенную деятельность» и проверка его валидности для профотбора |
В.В. Чиронов, ведущий научный сотрудник АО «Научно-исследовательская часть «МАТИ» |
Презентация |
[/su_spoiler]
РЕЗОЛЮЦИЯ
Второго Международного Конгресса
Ассоциации врачей авиационной медицины
«Актуальные вопросы авиационной медицины»,
посвященного 110-летию основания авиационной медицины России
Участники конгресса, заслушав и обсудив предусмотренные программой доклады, определили основные направления совершенствования и развития авиационной медицины гражданской авиации России и приняли следующую резолюцию.
Решение: Обратиться к руководителям Министерства транспорта Российской Федерации и Федерального агентства воздушного транспорта с предложением о рассмотрении возможности формирования в Росавиации структурного подразделения, осуществляющего административные процедуры по организации медицинского освидетельствования авиационного персонала гражданской авиации, согласно положениям Doc 9379, ИКАО.
В Федеральном агентстве воздушного транспорта отсутствует специалист по человеческому фактору и авиационной психологии, в область деятельности которого входили бы функции по разработке мероприятий по снижению негативного влияния «человеческого фактора» на безопасность полетов гражданских воздушных судов.
Решение: Предложить рабочей группе Экспертного Совета Росавиации по человеческому фактору рассмотреть возможность разработки проекта Целевой программы по человеческому фактору, в том числе рассмотреть вопрос возможности модернизации методов профессионально-психологического отбора авиационных специалистов, а также разработки программ социально-психологической поддержки пилотов, используя опыт внедрения подобной программы в авиакомпаниях Евросоюза.
Обратиться в Росавиацию с предложением создания в Росавиации должности специалиста в области человеческого фактора (авиационного психолога) с целью координации и анализа существующей ситуации в данной области, а также разработки и выполнения Целевой программы по человеческому фактору с последующей разработкой мероприятий по снижению негативного влияния ЧФ на безопасность полетов.
Секции авиационной психологии АВАМ разработать предложения по требованиям к психологическому состоянию пилотов в виде дополнительной статьи в ФАП МО ГА-2002.
Решение: Обратиться к руководству Минтруда России и НИИ медицины труда с предложением рассмотреть вопрос о корректировке направления и задач проводимых исследований, связанных с напряженностью труда пилотов, на изучение механизмов повышения работоспособности и разработку методических рекомендаций по профилактике заболеваемости и снижения утомляемости пилотов, и как следствие эффективного управления авиамедицинскими рисками.
Рекомендовать привлечение к данной работе специалистов по авиационной медицине из ГосНИИ ГА, ЦКБ ГА, ЦВЛЭК, ведущих кафедр авиационной медицины и АВАМ.
Решение: Обратиться к руководству Минтранса России, Росавиации и в Экспертный Совет в области гражданской авиации с предложением рассмотреть вопрос по разработке на государственном уровне системы управления рисками, связанными с утомляемостью пилотов.
Решение: обратиться в Министерство транспорта Российской Федерации с предложением по разработке на основании международных стандартов и рекомендуемой практики ИКАО требований к состоянию здоровья, на основании которых определяется годность к летной работе, управлению воздушным движением и обучению.
Решение: Обратиться в Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта России с предложением по разработке и внедрению в практику российских авиакомпаний программы лояльности для часто летающих врачей «Врач на борту».
Обратиться в Минтранс России по вопросу разработки программы внедрения телемедицинских технологий для оказания неотложной медицинской помощи пассажирам и членам экипажа на борту воздушного судна.
Решение: организовать работу по разработке для авиационного врача опросника авиационного персонала с учетом международного опыта, а также памятку по этике и деонтологии и налаживанию доверительных отношений с авиационным персоналом.
Решение: Обратится в Росавиацию с инициативой о проведении работы по определению образовательных организаций и согласованию программ подготовки председателей и членов ВЛЭК ГА и медицинских экспертов в соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО (Приложение 1, Doc 9379, Doc 8984).