Второй Международный конгресс «Актуальные вопросы авиационной медицины» 2019 г. - Ассоциация врачей авиационной медицины (АВАМ)

Второй Международный конгресс «Актуальные вопросы авиационной медицины» 2019 г.

Завершился Второй Международный Конгресс Ассоциации врачей авиационной медицины (АВАМ) «Актуальные вопросы авиационной медицины». По итогам обсуждений его участники обратятся к руководителям федеральных министерств и ведомств с рядом предложений.

Конгресс прошел с 31 октября по 3 ноября 2019 года в Москве в Raddisson Blu Hotel Moscow Sheremetyevo Airport. В числе мероприятий были секционные и пленарные дискуссии, семинары и круглые столы на тему безопасности полетов и здоровья авиапассажиров. 30 октября, накануне Конгресса, состоялось заседание Рабочей группы Исполнительного комитета СНГ по вопросам медицинского и санитарно-эпидемиологического обеспечения полетов воздушных судов гражданской авиации. Третий день Конгресса был выездным: мероприятия прошли на площадке Центральной клинической больницы гражданской авиации (ЦКБ ГА).

«Здесь была не только экскурсия по отделениям госпиталя для участников – зарубежных и российских коллег. На этой площадке прошло заседание рабочей группы по вопросам врачебно-летной экспертизы, речь шла о здоровье авиационного персонала», – рассказала вице-президент АВАМ Ольга Юрьевна Верба.

На заседании обсуждались такие вопросы как медицинское освидетельствование членов летных экипажей гражданской авиации в ЦВЛЭК ГА, организация деятельности врачебно-летных экспертных комиссий ГА, что делать, если у пилота коронарная болезнь сердца, врачебно-летная экспертиза при психических и нервных болезнях, при глазных болезнях, профессионально неблагоприятные отклонения личности, риск-ориентированный подход при проведении врачебно-летной экспертизы и другие.

В рамках Конгресса состоялся конкурс молодых ученых по авиационной медицине, в нем победил студент шестого курса факультета фундаментальной медицины МГУ им. М.В. Ломоносова Михаил Потиевский. В своей работе он изучил влияние ингаляции ксенон-кислородной смесью на биоэлектрическую активность головного мозга у пилотов. Победитель получил грант на участие в научной конференции ESAM в Париже в 2020 году.

Второй Международный Конгресс «Актуальные вопросы авиационной медицины» собрал более 200 участников из 19 стран, было заслушано 47 докладов, из них 13 на английском языке.

 «Уверен, регулярное проведение таких мероприятий будет способствовать появлению новых подходов к управлению рисками, связанными с человеческим фактором, сохранению здоровья персонала и пассажиров, – подчеркнул в приветственной телеграмме к участникам Конгресса Министр транспорта России Евгений Иванович Дитрих. – В очередной раз Конгресс получил поддержку со стороны Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального агентства воздушного транспорта, ведущих профсоюзов авиационного персонала».

Руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) Александр Васильевич Нерадько считает, что «столь масштабное мероприятие в области авиационной медицины России внесет существенный вклад в ее развитие, позволит выработать эффективные и современные подходы медицинского и психологического обеспечения полетов, медицинского освидетельствования и врачебно-летной экспертизы персонала гражданской авиации, что, безусловно, будет способствовать снижению рисков, влияющих на безопасность полетов гражданских воздушных судов».

По итогам работы Конгресса была подготовлена резолюция участников. Как подчеркивается в обращении, Россия, являясь крупной авиационной державой, не имеет ни в одном полномочном органе в области гражданской авиации структурного подразделения, осуществляющего административные процедуры по организации медицинского освидетельствования авиационного персонала, а это противоречит международной практике. Участники Конгресса предлагают рассмотреть возможность создания такого подразделения в Росавиации.

В Росавиации нет и специалиста по человеческому фактору и авиационной психологии, авиамедики предлагают восполнить и этот пробел, т.к. по статистике в 85% случаев авиакатастрофы происходят по причине человеческого фактора. Секция авиационной психологии АВАМ займется разработкой требований к психологическому состоянию пилотов в виде дополнительной статьи в Авиационных правилах.

Также участники Конгресса обратятся к руководству Минтруда России и НИИ медицины труда с предложением скорректировать направления и задачи исследований, связанных с напряженностью труда пилотов, в сторону изучения механизмов и путей повышения работоспособности и разработать методические рекомендации по профилактике заболеваемости и снижения утомляемости пилотов.

Также решено обратиться в Министерство транспорта РФ с предложением разработать требования к состоянию здоровья, на основании которых определяется годность к летной работе, управлению воздушным движением и обучению, на основании международных стандартов и рекомендуемой практики ИКАО с учетом достижений современной клинической медицины в области диагностики и лечения заболеваний и Европейского опыта медицинской сертификации авиационного персонала гражданской авиации.

Еще одно предложение адресовано Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта России: провести работу с российскими авиакомпаниями по разработке и внедрению в практику эксплуатантов программу лояльности для часто летающих врачей «Врач на борту». Также будет обращение в Минтранс России по вопросу разработки программы внедрения телемедицинских технологий для оказания неотложной медпомощи на борту воздушного судна.

На Конгрессе обсуждался вопрос доверия между врачами и авиационным персоналом. Участники отмечали, что при медицинском освидетельствовании авиационный персонал часто скрывает сведения об имеющихся заболеваниях и принимаемых лекарствах. Решено разработать опросник авиационного персонала с учетом международного опыта, а также памятку по этике и деонтологии и налаживанию доверительных отношений.

На Конгрессе отмечалось, что сейчас появляются образовательные центры, которые обучают по специальности «Авиационная и космическая медицина» по программам, не соответствующим образовательным стандартам и международным требованиям. Было принято решение обратиться в Росавиацию с инициативой о проведении работы по определению образовательных организаций для подготовки врачей-экспертов ВЛЭК ГА и авиационных врачей для гражданской авиации и согласованию программ в соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО.

Кроме того, участники Конгресса одобрили работу Ассоциации врачей авиационной медицины (АВАМ) и предложили продолжить деятельность членов АВАМ в Рабочей группе по медицинскому и санитарно-эпидемиологическому обеспечению полетов членов исполкома СНГ, в секции авиационной психологии АВАМ, дальнейшее взаимодействие и сотрудничество АВАМ с Европейским и Американским сообществом аэрокосмической медицины, Институтом медико-биологических проблем РАН, ГосНИИ ГА.

СПИСОК ДОКЛАДОВ

Скоро будет опубликован. Следите за обновлениями!

РЕЗОЛЮЦИЯ

Второго Международного Конгресса

Ассоциации врачей авиационной медицины

«Актуальные вопросы авиационной медицины»,

посвященного 110-летию основания авиационной медицины России

Участники конгресса, заслушав и обсудив предусмотренные программой доклады, определили основные направления совершенствования и развития авиационной медицины гражданской авиации России и приняли следующую резолюцию.

  1. Участники Второго международного Конгресса подчеркнули, что Российская Федерация, являясь крупной авиационной державой, не имеет ни в одном полномочном органе в области гражданской авиации, в том числе в полномочном органе по выдаче свидетельств авиационному персоналу гражданской авиации России (Федеральное агентство воздушного транспорта), структурного подразделения, осуществляющего административные процедуры по организации медицинского освидетельствования авиационного персонала ГА, что противоречит международной практике, которая определяется «Руководством по созданию государственной системы выдачи свидетельств авиационному персоналу и управлению этой системой» ИКАО, Doc 9379 AN\916 часть I глава 5, часть II глава 8.

Решение: Обратиться к руководителям Министерства транспорта Российской Федерации и Федерального агентства воздушного транспорта с предложением о рассмотрении возможности формирования в Росавиации структурного подразделения, осуществляющего  административные процедуры по организации медицинского освидетельствования авиационного персонала гражданской авиации, согласно положениям Doc 9379, ИКАО.

  1. Мировая и российская статистика авиационных происшествий подтверждает факт, что в 85% случаев авиационные катастрофы, в том числе с большим числом жертв, происходят по причине «человеческого фактора». Специалисты по авиационной психологии обращают внимание на то, что надежность пилота (диспетчера УВД) зависит не только от профессиональной подготовки, но и от уровня его здоровья и психологической готовности выполнять профессиональные функции в штатном и аварийном режимах.

В Федеральном агентстве воздушного транспорта отсутствует специалист по человеческому фактору и авиационной психологии, в область деятельности которого входили бы функции по разработке мероприятий по снижению негативного влияния «человеческого фактора» на безопасность полетов гражданских воздушных судов.

Решение: Предложить рабочей группе Экспертного Совета Росавиации по человеческому фактору рассмотреть возможность разработки проекта Целевой программы по человеческому фактору, в том числе рассмотреть вопрос возможности модернизации методов профессионально-психологического отбора авиационных специалистов, а также  разработки программ социально-психологической поддержки пилотов, используя опыт внедрения подобной программы в авиакомпаниях Евросоюза.

Обратиться в Росавиацию с предложением создания в Росавиации должности специалиста в области человеческого фактора (авиационного психолога) с целью координации и анализа существующей ситуации в данной области, а также разработки и выполнения Целевой программы по человеческому фактору с последующей разработкой мероприятий по снижению негативного влияния ЧФ на безопасность полетов.

Секции авиационной психологии АВАМ разработать предложения по требованиям к психологическому состоянию  пилотов в виде дополнительной статьи в ФАП МО ГА-2002.

  1. При обсуждении доклада НИИ медицины труда о проведении Научно-исследовательской работы по оценке напряженности труда летного состава гражданской авиации участники конгресса пришли к выводу, что предложение к увеличению классификации напряженности труда пилотов до класса 3.3. противоречит официальной отраслевой статистике, согласно которой в структуре действующих пилотов увеличивается доля работников старших возрастных групп без утраты профессиональной и общей трудоспособности, что свидетельствует о невысокой значимости напряженности труда как фактора, влияющего на здоровье пилотов, что также подтверждается имеющимися данными исследований и статистики, представленными в авторитетных российских и мировых источниках.

Решение: Обратиться к руководству Минтруда России и НИИ медицины труда с предложением рассмотреть вопрос о корректировке направления и задач проводимых исследований, связанных с напряженностью труда пилотов, на изучение механизмов повышения работоспособности и разработку методических рекомендаций по профилактике заболеваемости и снижения утомляемости пилотов, и как следствие эффективного управления авиамедицинскими рисками.

Рекомендовать привлечение к данной работе специалистов по авиационной медицине из ГосНИИ ГА, ЦКБ ГА, ЦВЛЭК, ведущих кафедр авиационной медицины и АВАМ.

  1. Участники конгресса одобрили инициативу по созданию государственной системы управления рисками, связанными с утомляемостью пилотов (FRMS), в соответствии с Руководством по надзору за использованием механизмов контроля утомления (издание второе 2016 год, название первого издания: Руководство для регламентирующих органов: системы управления рисками, связанными с утомляемостью, Doc 9966, ИКАО).

Решение: Обратиться к руководству Минтранса России, Росавиации и в Экспертный Совет в области гражданской авиации с предложением рассмотреть вопрос по разработке на государственном уровне системы управления рисками, связанными с утомляемостью пилотов.

  1. Участники Конгресса отмечают необходимость пересмотра требований к состоянию здоровья членов экипажей гражданских воздушных судов, диспетчеров УВД, студентов и курсантов образовательных организаций гражданской авиации по подготовке пилотов, диспетчеров УВД, кандидатов, поступающих для обучения на пилота (диспетчера УВД), и критериев допуска при различных заболеваниях к летной работе (УВД), обучению, а также к полетам частных пилотов, пилотов СВС, пилотов планера.

Решение: обратиться в Министерство транспорта Российской Федерации с предложением по разработке на основании международных стандартов и рекомендуемой практики ИКАО требований к состоянию здоровья, на основании которых определяется годность к летной работе, управлению воздушным движением и обучению.

  1. Обсудив доклады по оказанию медицинской помощи на борту, участники конгресса отмечают необходимость внедрения в крупных российских авиакомпаниях программу лояльности для часто летающих врачей «Врач на борту». Ассоциация врачей авиационной медицины готова принять участие в разработке данной программы.

Решение: Обратиться в Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта России с предложением по разработке и внедрению в практику российских авиакомпаний программы лояльности для часто летающих врачей «Врач на борту».

Обратиться в Минтранс России по вопросу разработки программы внедрения телемедицинских технологий для оказания неотложной медицинской помощи пассажирам и членам экипажа на борту воздушного судна.

  1. Участники конгресса обсуждали вопрос доверия между авиационными врачами и авиационным персоналом гражданской авиации, отметив, что при медицинском освидетельствовании авиационный персонал часто скрывает сведения об имеющихся заболеваниях и принимаемых лекарственных препаратах, которые могут препятствовать безопасному управлению воздушным судном или воздушным движением. Частично, это происходит и вследствие устаревших требований к состоянию здоровья и подходов к лечению авиационного персонала гражданской авиации.

Решение: организовать работу по разработке для авиационного врача опросника авиационного персонала с учетом международного опыта, а также памятку по этике и деонтологии и налаживанию доверительных отношений с авиационным персоналом.

  1. Прослушав доклады по подготовке врачей по авиационной и космической медицине, председателей и врачей-специалистов ВЛЭК ГА и медицинских экспертов, участники конгресса отметили, что в настоящее время на рынке образовательных услуг появляются образовательные центры, которые предоставляют дистанционное обучение по специальности «Авиационная и космическая медицина», по программам, не соответствующим образовательным стандартам и международным требованиям по подготовке врачей экспертов и медицинских экспертов, осуществляющих медицинское освидетельствование авиационного персонала ГА.

Решение: Обратится в Росавиацию с инициативой о проведении работы по определению образовательных организаций и согласованию программ  подготовки председателей и членов ВЛЭК ГА и медицинских экспертов в соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО (Приложение 1, Doc 9379, Doc 8984).

  • Участники конгресса одобрили работу Ассоциации врачей авиационной медицины (АВАМ) и предложили продолжить деятельность членов АВАМ в Рабочей группе по медицинскому и санитарно-эпидемиологическому обеспечению полетов членов исполкома СНГ, в секции авиационной психологии АВАМ, дальнейшее взаимодействие и сотрудничество АВАМ с Европейским и Американским сообществом аэрокосмической медицины, Институтом медико-биологических проблем РАН, ГосНИИ ГА.
Translate »