Ассоциация врачей авиационной медицины (АВАМ) | » Резолюция Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы авиационной медицины гражданской авиации – 2023»

Резолюция Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы авиационной медицины гражданской авиации – 2023»

Участники Конференции, заслушав и обсудив предусмотренные программой доклады, определили основные направления совершенствования и развития авиационной медицины гражданской авиации России и приняли следующие решения:

— Обратиться в Министерство транспорта РФ о рассмотрении вопроса внесения в Воздушный кодекс РФ положения, дающего полномочия Минтрансу России на разработку порядка проведения профессионального психологического отбора лиц, поступающих на обучение по программам подготовки коммерческих пилотов и диспетчеров УВД, при поступлении на работу по указанным специальностям, а также порядка проведения психофизиологического обследования бортпроводников в рамках проведения предварительных и периодических медицинских осмотров.

— Направить предложения по разработке проектов приказов по требованиям к комплектации, размещению, хранению и использованию аптечки для оказания первой помощи на борту воздушного судна.

— Разработать методическое руководство по динамическому наблюдению авиационного персонала, так как требования приказов МЗ РФ не совсем подходят для авиационного персонала, например наблюдение пациентов с заболеванием «атеросклероз сосудов головного мозга » возложено на терапевта.

Для оптимизации работы членов ВЛЭК/ЦВЛЭК провести модернизацию программы для ЭВМ «Паспорт здоровья авиационного персонала» в соответствии с Приказом Минтранса России от 10.12.21г. 2021 N 437 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования центральной врачебно-летной экспертной комиссией и врачебно-летными экспертными комиссиями членов летного экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, диспетчеров управления воздушным движением и лиц, поступающих в образовательные организации, которые осуществляют обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, и претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров управления воздушным движением».

— Обеспечить внедрение искусственного интеллекта в практику обязательного медицинского освидетельствования и мониторинга состояния авиационного персонала ГА

Предложения к дополнению и изменению Приказа Минтранса России от 10.12.2021 N 437 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования центральной врачебно-летной экспертной комиссией и врачебно-летными экспертными комиссиями членов летного экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, диспетчеров управления воздушным движением и лиц, поступающих в образовательные организации, которые осуществляют обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, и претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров управления воздушным движением»:

  1. Внести уточнение в пункт 30 Общих положений ФАП №437, что заполнения амбулаторной карты авиационного персонала с фотографией по образцу, приведенному в приложении 11, для абитуриентов не требуется. Так какне все абитуриенты поступят в учебные заведения, и данная медицинская карта им не понадобится.
  2. Устранить юридическое противоречие, которое имеется в пункте 9 Приложения 3 Порядка МО ГА, где указано, что наряду с предварительным химико-токсикологическим исследованием, которое выполняется иммунохимическим методом, врач психиатр-нарколог должен проводить экспресс — тест на 10 групп психоактивных веществ. Так как это противоречит другим юридическим документам.
  3. Внести изменения в Приложение №3 Приказа Минтранса России №437 от 10.12.21 добавив в Перечень медицинских обследований после слов «Рентгенография легких» слова «или флюорография.

Предложения к дополнению и изменению Приказа Министерства транспорта РФ от 10 декабря 2021 г. № 438 «Об утверждении Порядка проведения предполетного и послеполетного медицинских осмотров членов экипажа гражданского воздушного судна, а также предсменного и послесменного медицинских осмотров диспетчеров управления воздушным движением»:

  1. Пункт 6 главы I данного Приказа необходимо рассмотреть совместно с Министерством здравоохранения в части дополнительного обучения медицинских работников, выполняющих данные медицинские осмотры. До сих пор не утверждена и не ясна программа дополнительного образования, по которой должен быть аттестован медицинский сотрудник. Отдельных программ по предполетным и послеполетным осмотрам нет, программы «Авиационной медицины» доступны только для врачей. В связи с этим требуется уточнение данного пункта.
  2. Пункт 3 главы IIПриказа также следует пересмотреть в части осмотра малой численности дежурной группы диспетчеров УВД. Как правило, в штате всегда имеется медицинский работник для проведения медицинских осмотров перед заступлением на смену. Независимо от количественного состава группы допуск к работе должен осуществлять медицинский работник в связи с тем, что руководитель полетов не имеет соответствующего медицинского образования и не может в полной мере оценить состояние здоровья диспетчеров, основываясь только на визуальном осмотре. Согласно пункту 18 главы II должен проводиться «визуальный осмотр с оценкой речи, мимики, эмоционального состояния, походки и координации, состояния видимых слизистых и кожных покровов, наличия запаха алкоголя». Учитывая ежедневные дежурства диспетчеров, я не вижу смысла игнорировать проведение качественного медицинского осмотра медицинским сотрудником, который с легкостью может оценить изменения в состоянии здоровья, и тем самым предотвратить возможные риски с целью соблюдения требований к безопасности полетов.
Translate »