Проблема защиты органов слуха у пилотов стала одной из самых обсуждаемых тем на Всероссийской неделе охраны труда в Сочи
Вопросы комплексной защиты органов слуха при исполнении профессиональных обязанностей, в том числе при управлении воздушным судном, стали темой обсуждения большого совещания, инициированного Фондом социального страхования России, а также круглого стола, в котором приняли участие ведущие федеральные и региональные эксперты, включая Ассоциацию врачей авиационной медицины (АВАМ). Это тема впервые получила такое широкое обсуждение на Всероссийской недели охраны труда.
По официальной статистике на нейросенсорную тугоухость приходится до 80% от всех болезней пилотов. Оставшиеся 20-25% делят нервно-психические, терапевтические, хирургические и офтальмологические заболевания. Только вот, как показала в своем докладе заведующая отделением профпатологии ФБУ «Центральная клиническая больница гражданской авиации» Елена Аденинская, в большинстве случаев причиной снижения слуха являются не шум в кабине самолета, и не авиационная гарнитура, а естественные возрастные изменения и пристрастие к курению. Причем, за редким исключением снижение слуха у пилотов не патологическое, и не ограничивает их способность управлять воздушным судном. Например, в Европе пилоты, имеющие проблемы со слухом, вправе пользоваться слуховыми аппаратами. И там нет такого явного превалирования проблем со слухом у пилотов над другими заболеваниями.
Перекос в статистике заболеваний пилотов эксперты объясняют устаревшим российским законодательством, которое по ряду моментов не менялось со времен Советского союза. По словам адвоката Алексея Соловьева, несовершенство законодательства порождает коррупционные отношения между пилотом и врачом. Ведь если болезнь пилота наступила в результате исполнения профессиональных обязанностях, компания должна компенсировать вред, причиненный его здоровью.
«Если посмотреть данные по профзаболеваниям в отраслях, где уровень шума значительно превышает показатели в кабине самолета – на железной дороге или в строительстве, то там нет такого перекоса. Это повод задуматься и внести изменения в действующее законодательство, устанавливающее связи заболевания с профессией. Мы, Ассоциация врачей авиационной медицины, сейчас активно обсуждаем этот вопрос с органами власти», — говорит вице-президент Ассоциации врачей авиационной медицины Ольга Верба.
Помимо внесения изменений в законодательство заместитель генерального директора по персоналу авиакомпании S7 Светлана Антошкина предложила ставить диагноз «нейросенсорная тугоухость» исключительно на основании объективных аппаратных методов обследования.
Главная ценность Всероссийской недели охраны труда, по мнению Ольги Верба, — в возможности комплексного изучения проблем, с участием ведущих российских экспертов, а также представителей органов исполнительной и законодательной власти самого высокого уровня. «Это отличная экспертная площадка для обсуждения наиболее актуальных вопросов и выработки единых подходов усовершенствования условий для профессиональной деятельности», — считает Ольга Верба.