В Международном аэропорту Шереметьево завершил работу I Международный конгресс Ассоциации врачей авиационной медицины (АВАМ) «Актуальные вопросы авиационной медицины». С 17 по 19 октября российские специалисты и мировые эксперты в области авиационно-космической медицины всесторонне обсудили стоящие перед отраслью проблемы, способы их решения, возможности и перспективы: от необходимости сближения российского и международного законодательства в области врачебно-летной экспертизы и освидетельствования авиационного персонала до нарушений ритма сердца и потери слуха у пилотов.
«Доклады гостей Конгресса: ведущих мировых специалистов и экспертов в авиационной медицине, в том числе членов Европейского общества по аэрокосмической медицине (ESAM) и Аэрокосмической медицинской ассоциации (AsMA), стран СНГ, а также российских ведущих врачей, работающих в системе медицинского обеспечения полетов гражданской авиации, позволили участникам конгресса составить объективное представление о состоянии и направлениях развития отрасли, сходстве и различиях в подходах к профилактике, освидетельствованию и оказанию медицинской помощи авиационному персоналу и пассажирам в России и на Западе: в чем сильны мы, а в чем – наши зарубежные коллеги», — комментирует первый вице-президент Ассоциации врачей авиационной медицины, д.м.н. Ольга Верба.
По мнению эксперта, российский подход отличается жестким регулированием приема лекарственных препаратов летным персоналом – пилотами, диспетчерами, бортпроводниками. Российская система строже, так как основана на стандартах военной авиации. В России запрещены полеты не только с серьезными заболеваниями, такими как диабет или гипертония, но и с незначительными симптомами, не требующими медикаментозной терапии — на Западе такой подход считается нецелесообразным. А в случае необходимости лечения российским летчикам до сих пор назначают препараты, которые были рекомендованы к применению в гражданской авиации еще в 90-е годы прошлого века.
Европейцы высоко оценили российскую практику мониторинга состояния здоровья, оказания медицинской помощи, реабилитации, профилактики заболеваний и сохранения летного долголетия пилотов, более тщательного и углубленного подхода врачей к обследованию авиационного и аэропортового персонала, а также пассажиров. Это было отмечено и на выездном заседании исполнительного комитета и консультативного совета Европейского общества по аэрокосмической медицине, которое прошло в третий день работы конгресса на базе ФБУ «Центральная клиническая больница гражданской авиации».
Шереметьево стал базовой площадкой проведения конгресса АВАМ, поскольку аэропорт наработал многолетнюю практику оказания медико-санитарной помощи экипажам ВС, авиапассажирам и сотрудникам. АО «МАШ» имеет в своем составе поликлинику и 12 здравпунктов в терминалах. 240 медицинских работников Шереметьево задействованы в обеспечении безопасности полетов. Количество обращений за медицинской помощью значительно выросло в связи с вводом в строй новых терминалов и завершением консолидации аэропорта. Ежегодно медико-санитарная часть Шереметьево обеспечивает более 30 тыс. консультаций пассажиров и гостей аэропорта, а также порядка 60 тыс. посещений и 1 млн пред- и послесменных, пред- и послеполетных медицинских осмотров сотрудников аэропорта и авиакомпаний.Весь персонал имеет медицинское образование и действующие сертификаты (аккредитация) по специальности: врачи – «Терапия», средний медперсонал – «Лечебное дело».
«В Шереметьево разработаны технологии по медицинскому обслуживанию пассажиров и работников аэропорта по различным направлениям: оказание помощи при нештатных ситуациях и несчастных случаях; оказание помощи пассажирам на борту ВС. Наличие современного оборудования и опыт работы позволяют своевременно диагностировать и оказывать квалифицированную медицинскую помощь. Состав оборудования и инструментария соответствует требованиям Минтранса и Минздрава. Высокие стандарты обусловлены отработанными технологиями и налаженным сотрудничеством с Территориальным центром медицины катастроф и профильными клиниками Московской области», — подчеркивает Главный врач АО «МАШ» Александр Мосин.
В свою очередь в рамках конгресса АВАМ европейские коллеги подняли вопрос отсутствия в России широкой практики по оказанию медицинской помощи пассажирам и членам экипажа непосредственно на борту самолета. Как результат, вместе с ростом авиационного трафика растет количество незапланированных посадок самолетов вследствие ухудшения состояния здоровья пассажиров. В Европе вынужденных посадок в несколько раз меньше, подчеркивают эксперты.
Итогом I Международного конгресса Ассоциации врачей авиационной медицины «Актуальные вопросы авиационной медицины» стало решение о создании рабочих групп для приведения в соответствие реалиям дня и модернизации основ в области авиационной медицины гражданской авиации. «Всего будет создано четыре группы – по изменению норм и подходов в Российской Федерации к динамическому наблюдению за состоянием здоровья членов летных экипажей, по функциональной диагностике, употреблению медикаментов, а также в области авиационной психологии», — отметила Ольга Верба. Также принято решение создать в рамках АВАМ секцию авиационных психологов и в ближайшее время провести семинар по авиационной психологии.
Каждый участник конгресса получил сертификат НМО – документ о повышении профессиональной квалификации. Напомним, мероприятие было аккредитовано в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения Российской Федерации с присуждением 12 баллов.
Инициатором и организатором I Международного конгресса «Актуальные вопросы авиационной медицины» выступила Ассоциация врачей авиационной медицины. Мероприятие проходит при участии и поддержке Европейского общества по авиакосмической медицине (ESAM), Федерального агентства воздушного транспорта и Международного аэропорта Шереметьево. Конгресс АВАМ собрал 245 делегатов из 13 стран – России, Италии, Швейцарии, Норвегии, Бельгии, Великобритании, Ирландии, Словении, Турции, Индии, Азербайджана, Казахстана, Беларуси. С докладами выступили 45 ведущих мировых экспертов в области авиационно-космической медицины.
Международный аэропорт Шереметьево — крупнейший российский аэропорт по объемам пассажирских и грузовых перевозок, взлетно-посадочных операций, площади аэровокзального комплекса и мощности карго-комплекса. Маршрутная сеть Шереметьево превышает 220 направлений. В 2017 г. МАШ обслужил 40 млн 093 тыс. пассажиров, что на 17,8 % выше 2016 г.
Шереметьево по итогам 2017 г. стал лучшим по качеству обслуживания аэропортом Европы с пассажиропотоком 25-40 млн пассажиров в год и вошел в топ-лист лучших аэропортов мира по версии Международного Совета Аэропортов — ACI DirectorGeneral’sRollofExcellence.