Вице-президент Ассоциации врачей авиационной медицины (АВАМ) Ольга Верба приняла участие в круглом столе «Оценка и управление рисками в рамках разработки Национального стандарта «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Организация медицинской помощи, профилактики заболеваний и укрепления здоровья», который прошел в конференц-зале Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
На заседании обсуждались современные подходы к оценке риска для здоровья работающих, улучшение производственной среды и оздоровление персонала промышленных предприятий. Открыли круглый стол исполнительный вице-президент, председатель комиссии РСПП по индустрии здоровья Виктор Черепов, генеральный директор Союза работодателей атомной промышленности, энергетики и науки России, заместитель координатора стороны Общероссийских объединений работодателей в РТК Андрей Хитров и координатор рабочей группы РСПП по охране здоровья работающего населения, член Комиссии РСПП по индустрии здоровья Дмитрий Ефремов.
Изучался международный опыт и опыт российских компаний. Так, во второй сессии круглого стола участники заслушали сообщения представителей «Газпром нефть», ПАО «Авиакомпания «Сибирь», ОАО «РЖД», ПАО «МОСЭНЕРГО». Выступила и вице-президент АВАМ.
По мнению АВАМ, медицинское освидетельствование, профилактика заболеваний и укрепление здоровья авиационного персонала являются основой снижения рисков и повышения безопасности полетов. Сейчас и российский, и зарубежный подходы к медицинскому освидетельствованию и сохранению здоровья авиационного персонала имеют плюсы и минусы.
В настоящее время профессиональные медицинские осмотры, освидетельствование авиационного персонала и диспансеризации дублируют друг друга как по периодичности, так в основном и по составу. В то же время, как подчеркнула в своем докладе заместитель генерального директора по управлению персоналом АО «Авиакомпания «Сибирь» Светлана Антошкина, по статистике до 80% диагнозов по завершении карьеры пилота – это «нейросенсорная тугоухость», диагностируемая как профессиональное заболевание. Диагноз принято связывать с условиями труда пилотов, но в современных воздушных судах просто отсутствуют или слабо выражены факторы, которые влияют на развитие этой патологии. Подробное расследование отдельных случаев показывает, что основными причинами развития патологии являются возраст, вредные привычки и другие, не связанные с профессиональной деятельностью пилота, которые многочисленные профессиональные медосмотры почему-то не выявляют. При этом пилот с диагностированным профзаболеванием получает значительные выплаты как от работодателя, так и от государства.
Периодичность осмотров для некоторых категорий персонала избыточна, считают в АВАМ. Кроме того, персонал не несет ответственность за предоставление ложных сведений о состоянии своего здоровья, в том числе о приеме лекарственных препаратов, что представляет угрозу авиационной безопасности.
Как же решать эти проблемы? Необходимо внести изменения в нормативно-правовые акты, устраняющие дублирования и несоответствия медосмотров, а также регулирующие их периодичность. И ввести ответственность работников за предоставление недостоверной информации о состоянии своего здоровья, применении лекарств и ответственность за сохранение и поддержание своего здоровья.
Медицинское обеспечение гражданской авиации России, по мнению АВАМ, нуждается в оптимизации подходов. Нужно устранить несоответствия, дублирования и противоречия между различными регулирующими документами, оптимизировать систему контроля и надзора за выдачей медицинских свидетельств авиационному персоналу в соответствии с международными рекомендациями и устранить в ней коррупциогенные факторы.
Устаревшие программы обучения специалистов по авиационной медицине необходимо менять, совершенствовать — такова позиция АВАМ. Необходимо создавать системы защиты конфиденциальности медицинской информации и персональных данных работников. Кроме того, нужна единая электронная база данных медицинских освидетельствований. Эти вопросы в числе прочего будут обсуждаться на Втором международном конгрессе АВАМ «Актуальные вопросы авиационной медицины», который пройдет осенью.