Заседание рабочей группы по определению порядка проведения медицинских осмотров авиационного персонала прошло в Москве. В рабочую группу вошли специалисты ЦВЛЭК, представители Ространснадзора и Росавиации, авиакомпаний, АВАМ и другие эксперты авиационной отрасли.
На заседании обсуждалась инициатива разработки новых документов, позволяющих урегулировать вопросы, связанные с медицинским освидетельствованием авиационного персонала. Это связано с необходимостью приведения Российского законодательства в соответствие с ICAO SARPs. Для этого следует произвести ряд изменений в основное законодательство РФ по вопросам медицинского освидетельствования сертифицируемого авиационного персонала, разработать ряд документов относительно правил проведения, политики гибкости, конфиденциальности и нормативно-правовой ответственности процесса осуществления МО.
Согласно действующему законодательству России компетенция Федерального агентства воздушного транспорта – Уполномоченного органа в области гражданской авиации, по медицинскому освидетельствованию авиационного персонала, не регулируется в соответствии с требованиями ICAO и Чикагской Конвенции. В воздушном Кодексе РФ указано лишь о необходимости авиационного персонала проходить периодические медицинские осмотры.
В число других несовершенств российского законодательства входит отсутствие определения ответственности и квалификационных требований для проведения МО, а также выработанной системы контроля и организации процесса и другие недоработки. Правила по медицинскому освидетельствованию также не учитывают современное состояние медицины и развитие гражданской авиации.
Система комиссионного медицинского освидетельствования в настоящее время сохраняется только в РФ и в некоторых странах СНГ (Белоруссия, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан). Следует провести сравнительный анализ влияния такой системы на поддержание безопасности полетов и её экономическая целесообразность для авиационной индустрии, так как Россия, подписавшая Чикагскую конвенцию, не должна существовать в условиях менее благоприятных по конкурентоспособности в мировой авиационной индустрии, при соблюдении одинакового уровня безопасности полетов.
Представители рабочей группы также отмечают, что ужесточение медицинских требований приводит к необоснованной дисквалификации по состоянию здоровья части авиационного персонала, который при одних и тех же условиях может быть признан годным к летной работе или работе диспетчером в других государствах, применяющих более приближенные к ICAO SARPs требования. По итогам заседания рабочей группой подготовлены рекомендации для ВЛЭК провести сравнительный анализ подходов по допуску к летной работе лиц авиационного персонала с различными нозологическими формами заболеваний, используемых отечественным и международными сообществами. Ассоциация врачей авиационной медицины взяла на себя вопрос подготовки материалов по требованиям, предъявляемым к бортпроводникам IASA и IATA