Учитывая неуклонно растущее в России число экстренных посадок самолетов из-за проблем со здоровьем пассажиров, Ассоциация врачей авиационной медицины (АВАМ) считает необходимым разработать и внедрить алгоритм действий, который позволит предупреждать несчастные случаи и оказывать экстренную медицинскую помощь во время полета. Инициатива направлена на улучшение качества и повышение безопасности при использовании воздушного транспорта.
Такие факторы полета как гипоксия, турбулентность, шум, вибрация, снижение влажности и парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе приводят к обострению заболеваний у пассажиров, особенно перенесших операции, инфаркт миокарда, гипертонический криз или острое нарушение мозгового кровообращения. А влияние на мозг гипоксии и алкоголя приводят к неадекватному поведению пассажира.
В 2017 году на территории России произошло 287 случаев, связанных с оказанием на борту воздушных судов экстренной медицинской помощи пассажирам, в 143 случаях экипаж принял решение о посадке на запасной аэродром или возврате на аэродром вылета. В 20 случаях была зафиксирована смерть пассажира: в 18 случаев – по причине острой сердечнососудистой недостаточности, в двух случаях – из-за онкологического заболевания. В аэропорту в прошлом году скончались 38 пассажиров. За семь месяцев 2018 года произошло 15 вынужденных посадок воздушных судов, связанных с резким ухудшением состояния здоровья авиапассажира, приведшим к его смерти.
Статистика 2018 года показывает, что в среднем каждый месяц экипажи сталкиваются с 15 случаями ухудшения состояния здоровья пассажира, которое требует экстренной посадки и с пятью случаями неадекватного поведения пассажиров, в том числе по причине алкогольного опьянения. Каждая экстренная посадка на территории России обходится российской авиакомпании в 300 тыс. рублей, за границей – 200 тыс. долларов.
«Статистика вынужденных посадок в Европе и США в разы ниже, чем в России», — комментирует вице-президент АВАМ Ольга Верба. Причина проста: на Западе авиакомпании большое внимание уделяют предполетному консультированию пассажиров, у которых есть проблемы со здоровьем, прежде всего, пожилых людей, еще на этапе онлайн покупки билета. Европейские самолеты оснащены медицинскими аппаратами, с помощью которых экипаж может диагностировать основные заболевания и оказать экстренную помощь пассажиру. Наконец, на Западе отлажена система, когда врачи авиационной медицины с земли консультируют экипаж в случае возникновения проблем со здоровьем у пассажиров.
«Для России все это экзотика. И это грустно. Например, вместо того, чтобы пассажиру с гипогликемией дать чай с сахаром, и тем самым улучшить его состояние, экипаж, не имея возможность получить профессиональную консультацию врачей, принимает решение об экстренной посадке самолета. Люди гибнут, компании несут убытки», — сетует Ольга Верба. В России отлажен лишь механизм оказания медицинской помощи в момент прибытия самолета в аэропорт.
Для справки: Министерством гражданской авиации СССР в 1981 году была утверждена инструкция о порядке медицинского обслуживания пассажиров воздушного транспорта с перечнем заболеваний и состояний здоровья, которые являются противопоказанием для использования больными пассажирами воздушного транспорта, что позволяло еще до посадки в самолет медицинским работникам здравпункта аэропорта отстранять пассажиров от полета. В то время это было профилактической мерой и случаи вынужденных посадок по причине ухудшения состояния здоровья пассажиров, а тем более связанные со смертью в полете, были редкими.