АВАМ поделился с участниками 89-й научной конференция AsMA в Далласе российским опытом контроля психоэмоционального состояния летного персонала
По приглашению оргкомитета 89-й научной конференции Аэрокосмической медицинской ассоциации (AsMA) в работе форума в качестве эксперта приняла участие вице-президент Ассоциации врачей авиационной медицины (АВАМ) Ольга Верба. В этом году мероприятие прошло в Далласе (США) с 6 по 10 мая, участие в нем приняли более 1 000 специалистов со всего мира.
Доклад Ольги Верба, посвященный практике оценки психологического состояния пилотов гражданской авиации от советского периода до настоящего времени, вызвал у западных коллег практический интерес. «Ряд авиакатастроф, последней из которых стало столкновение A320 с горным склоном во французских Альпах в марте 2015 года, когда из-за умышленных действий пилота погибли 150 человек, показали, что сложившаяся на Западе практика медицинского освидетельствования психоэмоционального состояния летчиков нуждается в серьезной корректировке. И Запад, в том числе, обратил внимание на российскую систему психологического сопровождения летного состава, отличающуюся высокой эффективностью», — говорит Ольга Верба.
Ольга Верба рассказала коллегам о том, как российское государство и авиакомпании контролируют психологическое здоровье летчиков, бортпроводников и диспетчеров, и какие нормативные документы регламентирую этот процесс. «Помимо регулярного медицинского обследования пилоты и бортпроводники проходят обязательное психиатрическое освидетельствование – при формировании летных экипажей и через каждые пять лет работы в профессии. На Западе такой практики нет, — говорит эксперт. – Более того, в ряде стран Европы и Америки психиатры и психологи, у которых наблюдаются и лечатся пилоты, не обязаны раскрывать информацию о состоянии здоровья пациентов, то есть сообщать авиакомпаниям о том, что их летчики имеют ментальные и психологические проблемы».
Однако при всех плюсах российская система также нуждается в обновлении, считают в АВАМ. «Многие правовые нормы и регламенты в авиационной медицине не менялись со времен СССР, а ведь жизнь не стоит на месте. Считаем, что пришло время для формирования новой парадигмы психологической поддержки в российской авиации, которая базировалась бы на психодиагностической оценке персонала, анализе морального и психологического статуса пилотов. Важно, чтобы новая система учитывала и развитие корпоративной культуры в авиации», — считает Ольга Верба.
Исполнительный директор AsMA Джеффри Свэнтек выразил надежду на то, что АВАМ, как официальный партнер AsMA, станет постоянным участником ежегодной конференции. Это, по его словам, «будет способствовать повышению безопасности полетов и сохранению здоровья авиационного персонала».