В XXI веке в гражданской авиации Российской Федерации сложилась катастрофическая ситуация с нормативным правовым регулированием в сфере медицинского обеспечения полетов, врачебно-летной экспертизы, в том числе в сфере допуска членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации к летной работе по состоянию здоровья. Оценка годности по состоянию здоровья пилотов и диспетчеров по управлению воздушным движением к летной работе и управлению воздушным движением проводится в ходе врачебно-летной экспертизы, которая включает в себя, в том числе, проведение медицинских осмотров, обязательных и дополнительным медицинских обследований для проведения проверки соответствия состояния здоровья авиационного персонала требованиям федеральных авиационных правил.
В законодательстве России в настоящее время отсутствует порядок проведения врачебно-летной экспертизы, предполетных медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров авиационного персонала врачом авиапредприятия. Требования к состоянию здоровья, на основании которых определяется годность к летной работе, работе по управлению воздушным движением, работе бортпроводником, бортоператором, пилотом авиации общего назначения и обучению в учебных заведениях гражданской авиации, устарели, так как действующие Федеральные авиационные правила «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации», утвержденные приказом Минтранса России от 22.04.2002 № 50 (ФАП МО ГА-2002), фактически были разработаны на основе Положения о медицинском освидетельствовании летного, курсантского, диспетчерского состава, бортпроводников и лиц, поступающих в учебные заведения гражданской авиации, утвержденного Министром гражданской авиации СССР Б.П. Бугаевым 6 января 1982 года № 2/и. Состояние здоровья и профессиональная работоспособность авиационного персонала гражданской авиации, оцениваемые во врачебно-летных экспертных комиссиях, а также при проведении предполетных медицинских осмотров и медицинских осмотров у врача авиапредприятия, напрямую связаны с безопасностью полетов
Для исправления «законодательного пробела», Президент Российской Федерации
В.В. Путин 29 апреля 2016 года дал поручение № Пр-800 по повышению уровня безопасности полетов гражданских воздушных судов, в том числе в части внесения в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на урегулирование вопросов, связанных с организацией врачебно-летной экспертизы в гражданской авиации, включая:
— создание системы мониторинга состояния здоровья, профилактики, медицинской помощи и медицинской реабилитации авиационного персонала гражданской авиации, определение задач и порядка проведения врачебно-летной экспертизы указанного авиационного персонала;
— наделение Росавиации полномочиями по организации медицинского освидетельствования авиационного персонала гражданской авиации на базе подведомственных медицинских организаций, в том числе по проверке деятельности врачебно-летных экспертных комиссий.
Во исполнение указанного поручения Президента Российской Федерации Министерство транспорта РФ разработало законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части медицинского обеспечения полетов», который не изменяет сложившуюся систему медицинского обеспечения полетов, а подводит законодательную базу под существующую и зарекомендовавшую себя как эффективную в общей системе управления безопасностью полетов воздушных судов гражданской авиации, одобренную Международной организацией гражданской авиации (ИКАО).
Ассоциация врачей авиационной медицины с нетерпением ждет внесения изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и готова принять активное участие в разработке нормативных правовых актов, регулирующих проведение мероприятий по медицинскому обеспечению полетов гражданских воздушных судов и врачебно-летной экспертизе с учетом современных международных подходов в системе управления безопасностью полетов, в том управления факторами риска и опасности для безопасности полетов, связанными со здоровьем, психологическим состоянием и работоспособностью авиационного персонала гражданской авиации.
Вице — Президент АВАМ, доктор медицинских наук О.Ю. Верба