Завершился Второй Международный Конгресс Ассоциации врачей авиационной медицины (АВАМ) «Актуальные вопросы авиационной медицины». По итогам обсуждений его участники обратятся к руководителям федеральных министерств и ведомств с рядом предложений.
Конгресс прошел с 31 октября по 3 ноября 2019 года в Москве в Raddisson Blu Hotel Moscow Sheremetyevo Airport. В числе мероприятий были секционные и пленарные дискуссии, семинары и круглые столы на тему безопасности полетов и здоровья авиапассажиров. 30 октября, накануне Конгресса, состоялось заседание Рабочей группы Исполнительного комитета СНГ по вопросам медицинского и санитарно-эпидемиологического обеспечения полетов воздушных судов гражданской авиации. Третий день Конгресса был выездным: мероприятия прошли на площадке Центральной клинической больницы гражданской авиации (ЦКБ ГА).
«Здесь была не только экскурсия по отделениям госпиталя для участников – зарубежных и российских коллег. На этой площадке прошло заседание рабочей группы по вопросам врачебно-летной экспертизы, речь шла о здоровье авиационного персонала», – рассказала вице-президент АВАМ Ольга Юрьевна Верба.
На заседании обсуждались такие вопросы как медицинское освидетельствование членов летных экипажей гражданской авиации в ЦВЛЭК ГА, организация деятельности врачебно-летных экспертных комиссий ГА, что делать, если у пилота коронарная болезнь сердца, врачебно-летная экспертиза при психических и нервных болезнях, при глазных болезнях, профессионально неблагоприятные отклонения личности, риск-ориентированный подход при проведении врачебно-летной экспертизы и другие.
В рамках Конгресса состоялся конкурс молодых ученых по авиационной медицине, в нем победил студент шестого курса факультета фундаментальной медицины МГУ им. М.В. Ломоносова Михаил Потиевский. В своей работе он изучил влияние ингаляции ксенон-кислородной смесью на биоэлектрическую активность головного мозга у пилотов. Победитель получил грант на участие в научной конференции ESAM в Париже в 2020 году.
Второй Международный Конгресс «Актуальные вопросы авиационной медицины» собрал более 200 участников из 19 стран, было заслушано 47 докладов, из них 13 на английском языке.
«Уверен, регулярное проведение таких мероприятий будет способствовать появлению новых подходов к управлению рисками, связанными с человеческим фактором, сохранению здоровья персонала и пассажиров, – подчеркнул в приветственной телеграмме к участникам Конгресса Министр транспорта России Евгений Иванович Дитрих. – В очередной раз Конгресс получил поддержку со стороны Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального агентства воздушного транспорта, ведущих профсоюзов авиационного персонала».
Руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) Александр Васильевич Нерадько считает, что «столь масштабное мероприятие в области авиационной медицины России внесет существенный вклад в ее развитие, позволит выработать эффективные и современные подходы медицинского и психологического обеспечения полетов, медицинского освидетельствования и врачебно-летной экспертизы персонала гражданской авиации, что, безусловно, будет способствовать снижению рисков, влияющих на безопасность полетов гражданских воздушных судов».
По итогам работы Конгресса была подготовлена резолюция участников. Как подчеркивается в обращении, Россия, являясь крупной авиационной державой, не имеет ни в одном полномочном органе в области гражданской авиации структурного подразделения, осуществляющего административные процедуры по организации медицинского освидетельствования авиационного персонала, а это противоречит международной практике. Участники Конгресса предлагают рассмотреть возможность создания такого подразделения в Росавиации.
В Росавиации нет и специалиста по человеческому фактору и авиационной психологии, авиамедики предлагают восполнить и этот пробел, т.к. по статистике в 85% случаев авиакатастрофы происходят по причине человеческого фактора. Секция авиационной психологии АВАМ займется разработкой требований к психологическому состоянию пилотов в виде дополнительной статьи в Авиационных правилах.
Также участники Конгресса обратятся к руководству Минтруда России и НИИ медицины труда с предложением скорректировать направления и задачи исследований, связанных с напряженностью труда пилотов, в сторону изучения механизмов и путей повышения работоспособности и разработать методические рекомендации по профилактике заболеваемости и снижения утомляемости пилотов.
Также решено обратиться в Министерство транспорта РФ с предложением разработать требования к состоянию здоровья, на основании которых определяется годность к летной работе, управлению воздушным движением и обучению, на основании международных стандартов и рекомендуемой практики ИКАО с учетом достижений современной клинической медицины в области диагностики и лечения заболеваний и Европейского опыта медицинской сертификации авиационного персонала гражданской авиации.
Еще одно предложение адресовано Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта России: провести работу с российскими авиакомпаниями по разработке и внедрению в практику эксплуатантов программу лояльности для часто летающих врачей «Врач на борту». Также будет обращение в Минтранс России по вопросу разработки программы внедрения телемедицинских технологий для оказания неотложной медпомощи на борту воздушного судна.
На Конгрессе обсуждался вопрос доверия между врачами и авиационным персоналом. Участники отмечали, что при медицинском освидетельствовании авиационный персонал часто скрывает сведения об имеющихся заболеваниях и принимаемых лекарствах. Решено разработать опросник авиационного персонала с учетом международного опыта, а также памятку по этике и деонтологии и налаживанию доверительных отношений.
На Конгрессе отмечалось, что сейчас появляются образовательные центры, которые обучают по специальности «Авиационная и космическая медицина» по программам, не соответствующим образовательным стандартам и международным требованиям. Было принято решение обратиться в Росавиацию с инициативой о проведении работы по определению образовательных организаций для подготовки врачей-экспертов ВЛЭК ГА и авиационных врачей для гражданской авиации и согласованию программ в соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО.
Кроме того, участники Конгресса одобрили работу Ассоциации врачей авиационной медицины (АВАМ) и предложили продолжить деятельность членов АВАМ в Рабочей группе по медицинскому и санитарно-эпидемиологическому обеспечению полетов членов исполкома СНГ, в секции авиационной психологии АВАМ, дальнейшее взаимодействие и сотрудничество АВАМ с Европейским и Американским сообществом аэрокосмической медицины, Институтом медико-биологических проблем РАН, ГосНИИ ГА.