В сентябре в Риме состоялся 65-ый Международный конгресс по авиационной и космической медицине. Участников тепло приветствовал Президент Конгресса, глава медицинского подразделения воздушных сил Италии, президент Итальянского общества аэрокосмической медицины господин Энрико Томао.
Господин Томао отметил важность организации оценки здоровья пилотов на международном уровне: «Объединение усилий и открытость в диалоге – вот к чему мы должны стремится при обсуждении столь важных вопросов», — сказал он.
С ним согласны более 600 участников Конгресса, среди которых присутствовали представители Ассоциации врачей авиационной медицины: ведущий консультант по авиационной медицине Федерального агентства воздушного транспорта, президент Ассоциации, к.м.н. Елена Колесникова, главный врач ЦКБ ГА, д.м.н. Наталья Забродина, Вице-президент Ассоциации, д.м.н. Ольга Верба, которые приняли активное участие в обсуждении актуальных тем, а также выступили с докладами.
Участники Конгресса пришли к выводу, что состояние здоровья летного состава – важный элемент, гарантирующий авиационную безопасность. Кроме того, все согласились с тем, что угроза авиационной безопасности заключается не только в потере трудоспособности во время полета, но также в ухудшении физического или эмоционального состояния между полетами.
Мировое сообщество авиационных медиков волнует тот факт, что зачастую пилоты не могут объективно оценить свое здоровье до тех пор, пока способны выполнять текущие профессиональные обязанности.
Международная организация Гражданской авиации (ICAO) приняла поправку, которая станет обязательной к выполнению с 8.11.2018 г., в части мер по укреплению здоровья авиационного персонала. Иностранные специалисты постоянно пересматривают сам процесс медицинского освидетельствования, чтобы выявлять зоны особого риска. Фокус внимания сосредоточен на регулярном контроле за здоровьем летного состава, выявлении, учете и управлении факторами опасности и риска, связанными с состоянием здоровья членов экипажей и диспетчеров УВД.
Многие докладчики отметили необходимость оценки риска для безопасности полетов при сердечно-сосудистых заболеваниях авиационного персонала при оценке их годности по состоянию здоровья к летной работе или управлению воздушным движением.
К сожалению, во время полета большая часть незначительных изменений здоровья не фиксируется. Система самооценки и самоотчета в таком случае не работает и не может обеспечить полную картину происшествий в авиации, связанных с состоянием здоровья. Пилоты, испытывающие ухудшение здоровья во время полета, не фиксируют данное состояние пока физически могут выполнять свои обязанности и находятся в сознании. Данные о потере трудоспособности у пилотов и диспетчеров могут быть раскрыты только в случае серьезного медицинского происшествия на борту или на дежурстве. Именно поэтому медицинское освидетельствование остается самым надежным рабочим инструментом для выявления у авиационного персонала проблем со здоровьем, которые могут нести угрозу безопасности полетов.
«Управление медицинскими рисками представляет собой сложную задачу для медицинских специалистов, – подчеркнула в своем докладе Ольга Верба, — лучшие медицинские практики определяют факторы риска, связанные с ухудшением здоровья, и измеряют, насколько они могут представлять угрозу при первых признаках заболевания и при его прогрессировании. Эти подходы известны как система профилактических мер или превентивная медицина».
Участники Конгресса выделили превентивную медицину как одно из актуальных направлений в отрасли. При этом было отмечено, что медицинское освидетельствование в авиации должно выполняться в соответствии с требованиями, оправдано с точки зрения затрат и необременительно для лица, проходящего его.
«Выводы европейских специалистов, безусловно, должны быть учтены в российской системе оценки профессиональных рисков. Радует, что мы двигаемся в одном направлении с зарубежными коллегами и повышаем значимость профилактики и превентивных мер» — акцентировали участники ходе обсуждения результатов Конгресса.